
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального развития человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Сегодня вряд ли можно встретить по-настоящему успешного человека с трудом собирающего слова в предложения или на протяжении нескольких минут постоянно запинаясь, пытающегося сформировать свои мысли.
К грамотной речи относятся такие факторы, как умение подобрать нужные, наиболее эффектные слова, грамотно, с точки зрения русского языка составить предложения, произнести речь с нужной интонацией, четким и ясным голосом. Иными словами, правильно и красиво говорить – это настоящее искусство: сложное и многогранное.
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Только в дошкольном возрасте можно сформировать базу для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Большое значение для ребенка и родителей имеет во время оказанная помощь специалистов, в частности – учителя - логопеда.
Ежегодно в феврале – марте учитель - логопед в детском саду проводит отбор детей с 4- 5 лет для зачисления их в группу для детей с нарушениями речи. Учитель – логопед приходит в группу, обследует речь детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей позволяют учителю - логопеду выявить речевые нарушения, и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Если ребенок нуждается в логопедической помощи, учитель - логопед приглашает родителей на первичную консультацию. После этого необходимо пройти медицинскую комиссию: врачей - невролога, психоневролога, окулиста, ортодонта, отоларинголога. Когда собраны все документы, ребёнок проходит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).Зачисление детей в группу для детей с нарушением речи проводят на основании заключения ПМПК. Дети поступают в группу в сентябре, сроком на 2 года. По решению ПМПК ребенок может быть зачислен на занятия с учителем – логопедом и на другой срок (в зависимости от сложности речевых нарушений)
Первые две недели сентября учитель - логопед проводит обследование речи детей и заполняет индивидуальную речевую карту на каждого ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики, специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа решается четкой организацией жизни детей в детском саду и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий.
Основная коррекция осуществляется на занятиях: фронтальных, подгрупповых и индивидуальных.
Со второй половины сентября начинаются фронтальные и подгрупповые занятия: учитель - логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь.
На индивидуальных занятиях учитель - логопед занимается постановкой нарушенных звуков, их автоматизацией и дифференциацией. Также развивает фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Совместно с музыкальным руководителем учитель-логопед проводит логоритмические занятия. На занятиях педагоги продолжают работу по развитию слухового внимания, развитию чувства ритма, формированию правильного речевого дыхания, изменению силы и высоты голоса. Участие детей в театрализованных инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках, позволяет расширять и активизировать словарный запас.
Инструктор по физической культуре использует упражнения и игры по согласованию речи с движениями для детей с учетом лексико-тематического планирования. Эти упражнения и игры способствуют развитию речи, координации движений, внимания, общей и мелкой моторики.
В вечернее время воспитатель группы детей с нарушениями речи проводит коррекционное занятие для всех детей и индивидуальную работу по заданию учителя - логопеда.
Занятия проводятся в игровой занимательной форме с помощью наглядно-игровых пособий.
С помощью наглядно-игровых пособий создается игровая ситуация, формируется положительное отношение к обучению. Наглядно- игровые средства дают возможность дошкольникам с общим недоразвитием речи, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в логопедическом кабинете. Оснащение кабинета соответствует основным требованиям. В нем имеются: большое настенное зеркало с дополнительным освещением, шкафы для хранения пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий, магнитная доска, стол и стул для работы с документацией. Учебно-дидактический материал, обеспечивающий возможность проведения эффективной работы, систематизирован и хранится по разделам.
В кабинете комфортно и уютно. Дети с большим желанием идут в логопедический кабинет: там интересно, необычно и скучать не приходится!
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. В логопедических группах оформлены многофункциональные коррекционные уголки.
Уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. Такой уголок создает условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых нарушений у воспитанников и предусматривает тесное сотрудничество учителя - логопеда с родителями.
В сентябре проводится первое родительское собрание по результатам углублённого обследования детей. Учитель - логопед предлагает заполнить анкету для сбора данных анамнеза, для более точного установления диагноза. Учитель – логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя как её оформить.
В определённый день недели проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультациях учитель-логопед показывает как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания. Сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.