Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте
6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3минут.
10 месяцев: активные упражнения для пальцев рук (катание шариков, конструирование из кубиков, игры с пирамидками, перекладывание из одной руки в другую предметов).
Далее даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока –белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения(«Очки», «Шарик», «Замок», «Ушки зайчика» -В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»)
К старшему дошкольному возрасту, ребенок развивает представления о пальцах рук: правильно называет пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Закрепить названия пальцев помогут веселые стихи, сказки, игры.
«Сказка про пальцы»
Жили братья, не тужили,
Но однажды приуныли.
Стали думать и гадать.
Как же имена всем дать?
- Я хоть ростом невелик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Большой.
- Я указывать люблю
На цветы и на луну,
Очень я внимательный,
Палец Указательный.
- Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средний палец-удалец.
Вот такой я молодец!
- меньше всех я ростом.
Ох, как маленьким непросто!
Но меня легко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать.
Брат один, как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но его не обижают,
Безымянным называют!
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с элементами самомассажа (игры с грецкими орехами, массажными мячиками, игры с разноцветными прищепками, игры с горохом и фасолью, игры с косточками, бусами и веревочками);
- игры на развитие умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки;
- игры со счетными палочками, игры с мелкими предметами;
- упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке;
- рисование по клеткам.
Эффективные пути подготовки руки ребенка к письму- рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п.;
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;
- дощечки с множеством отверстий (или от мозаики) для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки.
Чтобы занятия принесли ребенку пользу и заинтересовали его:
· Необходимо занятия проводить с ребенком в игровой форме;
· Занятия должны носить систематический характер, так ребенку будет легче закрепить полученные навыки;
· Обязательно хвалить и подбадривать ребенка, отмечать его старания и успехи;
· Не торопить ребенка во время выполнения задания;
· Не переходить к более сложному заданию, если ребенок не справился с простым.
Игры и упражнения развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий вверху, внизу, справа, слева, формируют навыки шнурования, застегивания и расстегивания, развивают творческие способности, глазомер, внимание, укрепляют как отдельные пальцы, так и всю кисть руки, что, в свою очередь, влияет на становление и формирование речи, а в дальнейшем и графических навыков, что немаловажно при подготовке к школе.